Перво-наперво не следует оставлять свой адрес электронной почты на различного рода публичных ресурсах или хотя бы пользоваться советами из предыдущего раздела.
Если уж на ваш адрес начала приходить нежелательная корреспонденция, то на помощь придут спам-фильтры. Это программы, или же модули, входящие в состав почтовых клиентов, которые по тем или иным признакам выявляют спамерские письма и поступают с ними согласно заданным правилам.
Для определения «спам/не спам» используются три основных способа. Самый распространенный – это анализ содержимого письма и сравнение его с известным спамом. Разумеется, для успешной работы такого фильтра нужно иметь заранее собранную коллекцию спамерского «творчества», и чем эта коллекция больше, тем лучше, эффективнее будет работать фильтр. Подобная система применяется популярной службой Gmail, которая ежедневно обрабатывает миллионы различных сообщений, и каждый раз, когда пользователь нажимает кнопку Пожаловаться на спам, нежелательное послание попадает в базу фильтра. Учитывая огромную клиентскую базу Gmail, недостатка в «обучающих материалах» она не испытывает.
Следующий по популярности способ – анализ IP-адреса компьютера, с которого получено письмо, и сравнение его с черным списком. Информацию об этом можно получить через службу DNS (Domain Name Service), отсюда и название подобных списков – DNSBL (DNS Black List). К сожалению, данный метод не особо эффективен, так как спамеры находят новые серверы для своих целей быстрее, чем их успевают заносить в черные списки. Кроме черных, существуют еще и так называемые серые списки. Они составляются на основе анализа «поведения» ПО, предназначенного для рассылки спама, поскольку поведение почтовых серверов отличается от такового у спам-серверов (к примеру, подобные программы не отправляют повторно сообщение при возникновении ошибки). Обычно все ранее неизвестные SMTP-серверы считаются серыми. Почта с них не принимается, но и не отклоняется окончательно – им возвращается код временной ошибки. В случае если отправитель повторяет попытку через определенный период, сервер вносится в белый список. Таким образом, нормальные письма не теряются, а лишь доставляются с некоторой задержкой. Этот метод в настоящее время достаточно эффективен, причем риск потерять важную почту минимален. Однако его тоже нельзя назвать безупречным.
Третий способ отсеивания спама заключается в получении подтверждений от отправителя. То есть по приходу письма с определенного адреса в ответ высылается запрос с просьбой подтвердить отправку. Затем, если сервер получает подтверждение, адрес заносится в белый список и в дальнейшем не проверяется. Основной недостаток данного способа заключается в невозможности работать полностью автоматически, без участия человека, к тому же он резко снижает оперативность доставки писем и создает определенные неудобства отправителям.
Кроме вышеописанных основных методов, есть множество других: отказ в приеме корреспонденции с неправильным обратным адресом (письма из несуществующих доменов), анализ заголовков письма, системы определения признаков массовости сообщения и прочие. К сожалению, на данный момент нет программ, которые бы позволяли фильтровать спам со 100%-ной точностью.
|