Давно прошло то время, когда соцсеть была создана и ей пелись дифирамбы ее разработчиками. Сегодня она оставляет у посетителей удручающее впечатление. Хотя ее созидатель и идейный вдохновитель Сергей Коркин по-прежнему ходит по конференциям и семинарам, и рассказывает, как заработать миллион.
Напомним, что социальная сеть Коннект была создана в конце 2007 года на то время студентами НТУУ КПИ. Это была своебразная калька с российской сети ВКонтакте, которая в свою очередь была скопирована с американской Facebook.
Уже через пару месяцев Коркину удалось найти инвесторов, которые щедро вложили деньги. Поначалу многие украинские юзеры бросились регистрироваться в ней, благодаря в первую очередь массированной PR-кампании. Интенсивно шла раскрутка соцсети, которой прочили стать заменителем «Одноклассников» в Уанете.
Однако, затем денежный поток начал иссякать. И сегодня на Connect.ua зарегистрировано около 900 тысяч анкет, из которых лишь около 25% являются активными, а 5% принадлежат жителям России. Так что можно констатировать факт, что интерес со стороны пользователей давно ослабел. На фоне низкой динамики подключений создатели не смогли придумать ничего лучшего, чем заняться рассылками спама. Каждый пользователь, который когда-то зарегистрировался в сети, с завидной периодичностью получает сообщения об активностях мифических посетителях его страницы.
Но и это еще не все. «Коннект» запустил чудный сервис под не менее уникальным названием «Гарем». В нем предлагается покупать людей, пусть и виртуальным способом, но за реальные деньги. Да, в ходу виртуальные коннекты, однако для покупки 200 коннектов надо послать SMS на определенный номер, после чего со счета снимается 5 грн. До такого сервиса не додумалась ни одна социальная сеть в мире, ведь здесь явно попахивает торговлей людьми, пусть и виртуальной.
Владельцы хотят продать проект, но за несколько миллионов. Однажды Коркин заявил, что один пользователей украинской социальной сети стоит дешево – всего 3-5 долларов, в отличие от, например, британского юзера. Так, при покупке британской социальной сети Badoo каждый пользователь стоил «Финам Менеджмент» 23 долларов, а одного участника MySpace оценили аж в 250 долларов. Следовательно, владельцы «Коннекта» оценивают свой проект как минимум в 3 миллиона долларов. Однако, с таким отношением к пользователям цена сети снижается с каждым днем. И сегодня вряд ли можно найти на нее своего покупателя.
Можно констатировать факт, что идея национальных социальных сетей изначально ущербна, особенно если речь идет о небольших рынках. Украина - не Китай и даже не Россия.
Подтверждает сей факт пример еще одного украинского ресурса, правда с польскими корнями – Profeo.ua, списанного с профессиональной сети LinkedIn. Социальная сеть «для профессионалов» запускалась с помпой. В декабре 2007 года был зарегистрирован домен, а уже в апреле 2008 года был запущен сайт. Инвестором выступила польская компания Profeo.PL. И если в Польше у нее был определенный успех, в Украине также вначале подключались участники для поиска работы, но уже через полгода стало понятно, что успеха компании не видать. В течение следующего года сеть существовала и развивалась по инерции. Чтобы понять это, не надо быть «семи пядей во лбу». Последний пресс-релиз проекта датирован 3 июня 2008 года, а последний пост в корпоративном блоге размещен в октябре 2009-го.
Также можно привести такой пример. Когда я разослал приглашение своим контактерам по LinkedIn присоединиться в Profeo, некоторые ответили, что не пользуются данной сетью и не планируют этого делать.
Все профессионалы предпочитают глобальные ресурсы, позволяющие им общаться не только среди украинских коллег, но и по всему миру. Это не ограничивает кругозор и позволяет искать работу в международных компаниях. Поэтому участь украинских социальных сетей незавидна. Они прекратили свое развитие, существуют по инерции, и в будущем их ждет забвение. Мало того, вполне возможно, что и российские «Одноклассники» вместе с «ВКонтакте» отойдут на второй план.
Герман Богапов, internet.ua