Точнее будет сказать не "разработал", а "доработал":
в то время уже существовали программы CPYNET и SNDMSG. Первая умела
передавать файлы по сети, а вторая — организовывать "локальную" почту,
позволяя нескольким пользователям обмениваться сообщениями в рамках
одного компьютера.
Так как "почтовым ящиком" в SNDMSG выступал обычный
файл, в который сторонние пользователи могли только дописывать свои
сообщения, но не имели доступа к уже существующим, а возможность
передачи таких файлов по сети существовала в CPYNET, Томлинсону
оставалось дописать функцию присоединения полученного файла к "почтовому
ящику" пользователя.
Для адресации сообщений использовалось сочетание
имени пользователя на компьютере и имени компьютера в сети, со знаком
"@" между элементами.
Рэй Томлисон. Фото с сайта rpi.edu
В последствии разработки Томлинсона легли в основу email в современном
понимании. Следующим важным шагом в развитии почтовых сервисов можно
назвать распространение сети FidoNet по миру, которая изначально
задумывалась для передачи Netmail-ов, то есть личных сообщений между
пользователями. В начале 90-х, когда интернет становился все популярнее и
начал вытеснять "фидонет", американский провайдер Delphi подключил к
нему свой почтовый сервис. В 1996 году вышел сервис Hotmail, который
впервые предоставлял web-интерфейс почты. На сегодняшний день в нем
насчитывается более 360 миллионов пользователей.
В 1998 году российская компания Mail.Ru
запустила первую в России бесплатную электронную почту, которая сразу
же начала набирать популярность. В 2000 году была представлена
Яндекс.Почта, предоставлявшая такие же возможности пользователям.
Поисковый гигант Google запустил собственную почту только в 2004 году,
но все равно смог отвоевать изрядную долю рынка у существовавших
сервисов, в итоге войдя в тройку лидеров по количеству пользователей.
Но электронная
почта — это только один из способов связи между людьми с помощью
компьютеров. Принципиально отличающимися от "асинхронного" email были
"синхронные" чаты. Уже в 70-е годы существовали программы наподобие
Unix-ового "talk”, которые позволяли нескольким пользователям одного
компьютера обмениваться сообщениями в режиме реального времени.
Настолько "реального", что ранние версии программы не разделяли текст от
разных пользователей и выводили каждый символ в момент нажатия — если
два человека писали одновременно, получалась каша. Поэтому приходилось
писать кратко, либо прерывать свой "монолог", чтобы увидеть ответ
собеседника.
С развитием сетей, естественно, стали развиваться и чаты. В 1980-м
появился первый онлайн-чат, "CB Simulator”. Но он, как и появившийся в
конце 80-х IRC, предназначался не для соединения двух отдельных
пользователей, а для массового общения в специально созданных "комнатах"
(впрочем, в некоторых сервисах существовала возможность личной переписки).
Средства для общения "один на один" получили развитие в начале 90-х.
Тогда появился ресурс Quantum Link (Q-Link), который предоставлял
доступ к почте, "публичным" и "частным" чатам и другим сервисам. Доступ
к Q-Link был платным, а за пользование некоторыми функциями, в том
числе "частными" чатами, взималась еще и поминутная оплата.
Самой, пожалуй, успешной оказалась "аська". ICQ был разработан в 1996
году израильской компанией Mirabilis, которую выкупила компания AOL в
1998 году. Размер сделки составил 407 миллионов долларов. Число
активных пользователей ICQ превышало 50 миллионов человек, чему
способствовала в том числе бесплатность сервиса.
Первый интерфейс почтового сервиса Hotmail Потом, правда, начались проблемы: AOL решил бороться с
альтернативными клиентами для ICQ, а спамеры все чаще и чаще предлагали
"зарегистрировать фирму" или с кем-нибудь познакомиться на
подозрительном сайте. Первая причина, в результате которой не раз
"отключались" различные "Квипы" и "Пиджины", позволяла адептам других
мессенджеров, вроде Skype, уводить к себе некоторых друзей.
Во время каждого такого "отключения" проявлялись и гордые
пользователи Jabber, использующего "открытый" и "свободный" протокол
XMPP. Несмотря на все их старания, люди не особо стремились
пользоваться Jabber-ом, предпочитая переждать бурю с изменениями
протоколов в более функциональном Skype.
Зато XMPP пришелся по душе крупным ресурсам, которым был нужен "свой"
мессенджер, но не настолько серьезно, чтоб разрабатывать его с нуля.
По такому пути пошел, например, Google со своим GTalk - компания уделила внимание добавлению в уже существующий протокол возможности передачи голоса. " Вконтакте" и "Одноклассники" тоже включили возможность использования аккаунтов в соцсетях для обмена короткими сообщениями через XMPP.
При этом нельзя сказать, что соцсети "убивают" электронную почту: в
том же "ВКонтакте" можно отправить сообщение на электронный ящик другу
через "личные сообщения". Несмотря на то, что сегодня мессенджеры и
email подошли очень близко друг к другу оба этих способа коммуникации
существуют параллельно.
Ведь сколько бы ни было схожих признаков, мы привыкли, что у каждого
сервиса свое назначение. Электронная почта отлично подходит для
получения и отправки больших (и, утрируя, "серьезных") сообщений.
Несколько уступая мессенджерам в скорости, она зачастую оказывается
надежнее. Да и найти нужное письмо на почтовом сервере куда проще, чем в
записанной на жестком диске истории сообщений. К тому же, далеко не
все сервисы обмена короткими сообщениями умеют собрать в одном месте
то, что писалось с домашнего компьютера, рабочего ноутбука и, скажем,
смартфона.
Но это и нельзя назвать недостатком мессенджеров - они все-таки
предназначены для решения вопросов здесь и сейчас. Редко возникает
потребность найти какое-то сообщение, написанное пару месяцев назад. Так
что, видимо, нас ждет еще 50-летний юбилей здравствующего email-а.
Никто никого не "похоронит", а мы и дальше будем в "аське" просить
скинуть почтовый адрес ("всё подробно распишу"), а по почте спрашивать
имя в Skype ("пообщаться надо").
Султан Сулейманов
lenta.ru
|