Создателем первого такого устройства является Дуглас Энгельбарт, американский изобретатель, который одним из первых задумался о проблемах взаимодействия человека и компьютера. Именно в его лаборатории был изобретён гипертекст, возможность объединения ЭВМ в сеть, а также прообраз графического интерфейса современных операционных систем.
Первая мышка Энгельбарта представляла собой достаточно неповоротливую деревянную коробку, снабжённую двумя даже не колёсиками, а колёсами - вертикальным и горизонтальным, отвечающими за движение курсора по осям X и Y. Изобретатель считал, что пользователь, сжимая рукой его детище, в другой должен держать пятикнопочную аккордную клавиатуру (для того, чтобы ввести что-либо с её помощью, нужно нажать определённое сочетание клавиш).
Привычную целому поколению пользователей ПК шариковую мышку соорудил соратник Энгельбарта - Билл Инглиш - в 1972 году, во время работы в исследовательском центре компании Xerox. Теперь манипулятор можно было двигать в любом направлении, а не только вверх-вниз или вправо-влево. Шарик крутил два валика, которые оканчивались большими колёсами с отверстиями. Луч света периодически заслонялся и открывался для датчиков освещённости, регистрировавшим, каким образом крутится шарик.
По поводу того, сколько у мышки должно быть кнопок, споры ведутся до сих пор. Например, сам Энгельбарт три года назад говорил, что чем больше - тем лучше, тем богаче будут возможности манипулятора. С ним до недавнего времени была в корне не согласна компания Apple, мыши которой выпускались исключительно однокнопочными ("яблочники" вообще стараются убрать со своей продукции кнопки и индикаторы - так, например, у телевизионной приставки Apple TV отсутствует даже клавиша "Вкл", устройство просто либо подключено к электросети и работает, либо отключено и не работает. Хотя, конечно, режим сна доступен, но включается лишь с пульта). До сих пор, если посмотреть на современную "фруктовую" мышку, то кажется что на ней кнопок вообще нет, хотя это не так и нажатие на ту или иную область корпуса равнозначно нажатию одной из клавиш (если, конечно, эти функции включить).
Но, несомненно, одной из самых важных вех в развитии компьютерной мышки можно назвать появление колеса прокрутки. Наверное, предшественником его можно назвать колесо на манипуляторе, патент на который был подан Mouse Systems Corporation ещё в 1991 году. Сам ролик, как можно видеть, располагался не вместо третьей кнопки, а чуть ниже, что суть дела, впрочем, не меняет. Интересная деталь: его можно было наклонять вправо и влево, для того, чтобы проматывать контент по горизонтали. Аналогичная функция появилась и у мышек Microsoft, но только в 2003 году.
Известную нам всем сейчас форму манипулятор приобрёл в 1994 году, когда фирма KYE Systems под торговой маркой Genius выпустила "грызуна" EasyScroll. Попытки сделать что-то более эргономичное, нежели колёсико прокрутки, предпринимались и предпринимаются по сей день, но, как видите, пока что ни к чем не привели.
Другое дело Apple - их Mighty Mouse оснащена не колесом, а шариком, который вполне себе неплохо прокручивает контент как по вертикали, так и по горизонтали, но, увы, очень быстро засоряется, что вкупе с запаянным корпусом устройства приводит к выходу манипулятора из строя. А ведь у "яблочников" есть вполне себе неплохой патент, согласно которому шарик заменяется на оптический тачпад. Увы, идея фирмой до сих пор не реализована. Зато Genius выпустила серию мышек с так называемым OPTO Wheel. К сожалению, пользователи не особо лестно отзываются о новой технологии, но доведение её до совершенства наверняка является лишь вопросом времени.
Что будет дальше - гадать особо не будем, но некоторые пути развития всем нам знакомого "грызуна" можно попробовать предсказать. Вряд ли получат распространения так называемые "воздушные" мышки, которыми можно пользоваться в воздухе, зато вот в том, что производители всё чаще будут обращать внимание на оптический шарик прокрутки, сомневаться не приходится. Конечно, не стоит забывать и о "враге номер один" этого манипулятора - сенсорных мультитач-дисплеях, но для того чтобы их использование было оправдано в ноутбуках и десктопах, нужно избавиться от клавиатуры в её нынешнем понимании и полностью переосмыслить весь интерфейс "компьютер-человек". А это вряд ли кому-нибудь понадобится в ближайшее время. Хотя, кто знает...
По материалам Computerra.RU
|